«Мы ждем роста грузопотока по Северному морскому пути до 80 млн т»

Страна

Генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Вячеслав Рукша — о потенциале Севморпути, его конкуренции с железной дорогой и перспективах ледокольного флота

Фото: РИА Новости/Евгений Биятов
Генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Вячеслав Рукша
Фото: РИА Новости / Евгений Биятов

По итогам 2016 года грузопоток по Северному морскому пути (СМП) составил 7,5 млн т и впервые за несколько десятков лет превысил максимальный показатель, установленный еще в 80-е годы прошлого века. Увеличение грузопотока напрямую зависит от организации круглогодичной навигации, что, в свою очередь, невозможно без ледокольного обеспечения. О том, сколько ледоколов сегодня у России и сколько еще понадобится, «Известиям» рассказал Вячеслав Рукша, генеральный директор ФГУП «Атомфлот» — предприятия, в ведении которого находится атомный ледокольный флот России.

— Какова роль Северного морского пути для России?

— Россия на протяжении порядка 400 лет искала свой путь в Индию для обеспечения прямого выхода на азиатско-тихоокеанский рынок. Все наши торговые морские пути проходили через Балтийское и Черное моря и замыкались на Европу. При этом, учитывая географию морей, в случае обострения отношений с соседями эти маршруты легко было перекрыть. Русские экспедиции, направлявшиеся на восток, позволили получить представление о Северном морском пути и условиях навигации в его акватории. Сейчас этот путь, помимо стратегической задачи присутствия России в Арктике, выполняет две важнейшие функции. Обеспечивает морскую связь между европейской частью РФ и Дальним Востоком. А в ближайшем будущем с вступлением в фазу активной эксплуатации крупнейших национальных арктических углеводородных проектов дает возможность доставки российской арктической продукции напрямую заказчикам в странах АТР, где цены на углеводороды значительно выше, чем на европейском рынке. Первейший пример — проект «Ямал СПГ», более 90% продукции которого законтрактовано как раз азиатским покупателям.

— Есть ли альтернатива этому пути для России?

— Если говорить об альтернативе, то для реализуемых непосредственно в пределах СМП проектов ее в принципе нет, так как они в большинстве своем ориентированы на морской экспорт продукции — а это порядка 40 млн т груза в год к 2024 году. С точки зрения транзитной доставки грузов по СМП как между российскими, так и между иностранными портами это серьезная и очень выгодная альтернатива во многом перегруженной железной дороге. Более того, активное обеспечение международных транзитов 2010–2013 годов доказало, что по СМП безопасно и с коммерчески приемлемыми скоростями способны проходить суда дедвейтом 150 тыс. т. Во времена Советского Союза СМП эксплуатировался также очень активно, но речь шла о судах тоннажем 5–7 тыс. т, позднее — 15–18 тыс. т. Налицо укрупнение судов в соответствии с общемировым трендом.

— Насколько мы сейчас используем потенциал этого маршрута?

— Максимальный грузопоток по СМП в 80-е годы прошлого столетия составил 6,5 млн т в год. Понадобилось порядка 30 лет, чтобы превысить этот показатель и выйти по итогам 2016 года на 7,5 млн т. Как видите, показатели Северного морского пути наглядно отражают изменения в общем состоянии экономики государства. Реализуемые национальные арктические проекты к 2024 году выйдут на совокупный показатель 40 млн т. Опираясь на оценки ряда экспертов, а также на намерения крупных российских компаний и предварительные переговоры с рядом ключевых игроков, мы ожидаем рост грузопотока по СМП к 2029 году до 80 млн т. В основном это будут сжиженный природный газ, сырая нефть, уголь и металлы. То есть получается, что с точки зрения одной только перевозки грузов СМП в настоящий момент используется на 10%. Но потенциал роста, причем подтвержденный потенциал, у него огромный. И в приведенной цифре нет международных транзитов, а их эффективность уже была ранее доказана на практике.

Окончание статьи >>

Организации

Добавить комментарий

Ограниченный HTML

  • Допустимые HTML-теги: <a href hreflang> <em> <strong> <cite> <blockquote cite> <code> <ul type> <ol start type> <li> <dl> <dt> <dd> <h2 id> <h3 id> <h4 id> <h5 id> <h6 id>
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
CAPTCHA
А не робот ли вы случайно?
3 + 1 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.